Выбрать город

Ленинградская область: от Баренцева до Балтийского моря

В 1933 году Ленинградская область занимала огромную территорию, в которую еще и входили Псковская, Новгородская, Мурманская и часть Вологодской области. Общая площадь составляла 340 000 кв км. Огромная и разнообразная территория требовала изучения уже в средней школе. Для этой цели Государственное учебно-педагогическое издательство выпустило учебники, один из которых хранится в фонде Научной библиотеки нашего музея. Давайте познакомимся с ним:

Жулев, П. Н. Краевая учебная книга для начальных школ Ленинградской области. Вып. 2. 3и 4 годы обучения/ П.Н. Жулев , О.Я. Преде; Коллегия НКП РСФСР.М. –Л.: ОГИЗ, 1933. - 112 с., 1 вкл. л. крас. карт. : ил., карт. – 20000 экз. – Текст: непосредственный. Изображение: непосредственное.


Учебник состоит из четырех частей. Первая знакомит школьников с историей Ленинграда, большую часть в разделе «Обществоведение» занимает рассказ о революционном движении. Отдельные главы посвящены революционным деятелем, фамилии большинства из них уже не знакомы современным школьникам Петербурга. Хотя некоторые личности и события революции остались в топонимике нашего города.

Еще один большой раздел учебника знакомит с социалистическим строительством в области. Узнаем о том, как в Ленинграде строили флот, о том, как обеспечивали электричеством около 400 фабрик и заводов столицы области, о возведении на берегу Волхова крупнейшего в Европе алюминиевого завода. В северной части области за полярным кругом жизнь тоже кипела. У Хибинских гор, на месте добычи апатита возник новый город. Рыболовецкие траулеры, «фабрики на море», добывают и перерабатывают богатый улов.

Развивалось и сельское хозяйство. Оно было построено по зонам. Первая – пригородно-овощная: главная задача снабжать Ленинград овощами. Вторая – цельно-молочная: в 150-ти км от Ленинграда, по линиям железных дорог снабжала город молоком. Территории псковских и новгородских земель специализировались на выращивании льна и разведении молочного и мясного скота. Пятая зона – лесная и молочно-фуражная. За полярным кругом тоже приступили к разведению животноводческого хозяйства: ученые выяснили, что за короткое лето можно вырастить специально подобранные сорта растений, которые использовались и для людей, и для животных.

Продолжалась борьба за грамотность среди населения области, шло культурное строительство. Открывались в рабочих районах городов дома культуры. Дворцы, особняки, храмы Ленинграда использовались как музеи и учреждения образования. В Александро-Невской лавре открылся Институт 28 народов Севера.

Последние две главы учебника «География» и «Естествознание» знакомили юных жителей Ленинградской области с многообразием природного комплекса.

Интересно, что в 1933 году в Ленинграде население составляло 2 300 000 человек, в Мурманске жило около 100 000 человек. Сорок шесть человек из ста проживали в городах Ленинградской области.

Не смотря на идеологическую составляющую, учебник написан очень живо и увлекательно, в нем содержится большое количество фотографией и иллюстрацией.

Сегодня об истории Ленинграда и области предвоенного периода можно узнать на экспозиции и выставках Музея С. М. Кирова, филиале Государственного музея истории Санкт-Петербурга на Каменноостровском пр., 26-28.
https://vk.com/spb_museum

Краткая информация о издателе