Выбрать город

Из истории Волховстроевского ж/д узла

 
 
 
 
 
В начале XX века невдалеке от волховских лоцманских деревень пролегла железнодорожная ветка, соединившая Петербург с Вологдой. Здесь же была построена небольшая железнодорожная станция, получившая название от близлежащей деревни Званка.Одним из участков этой железной ветки стал мост через реку Волхов. Строительство моста началось в 1902 году, завершилось в 1905 году. Автор проекта – инженер-профессор Проскуряков Л.Д., который ранее спроектировал Енисейский мост. Материалом для строительства моста послужил колотый валунный камень, который доставляли на судах с острова Валаам, а песок – из Сясьских Рядков.
 
Первым был заложен устой на правом берегу реки осенью 1902 года. А с наступлением зимы, когда лед стал вполне устойчивым, строители приступили к установке кессонов на дно Волхова. В течение 16 дней, начиная с 29 января, шла установка первого кессона. Так как время, отведенное для установки кессонов, было ограничено, требовалась энергичная работа. 6 человека работали днем и ночью в 4 смены. Привычные кессонщики выдерживали по две смены, местные же – только одну. Летом следующего года начался монтаж моста. Для обеспечения безопасности работ на это время было прекращено судоходство на реке Волхов. Самым сложным оказалось собрать большие пролеты моста. С помощью плавучих опор осуществляли надвижку ферм на бетонные устои. Более 100 человек участвовали в установке только одной фермы. Во многом эта работа зависела от погодных условий. Так во время установки первой фермы разразилась сильная буря, из-за которой на стройке произошла крупная авария – затонула опора (судно), и ферма сошла с устоев. Потребовалось дополнительное время и силы, чтобы возобновить надвижку. К концу 1904 года все работы по сборке пролетов моста и доделке каменных опор были завершены. Тогда же была устроена передача вагонов по эстакаде.
 
Комиссия из Санкт- Петербурга под председательством профессора Белелюбского произвела испытание моста. 7 мая 1905 года волховский железнодорожный мост был открыт для эксплуатации. Позже была установлена доска с исторической надписью: «Мост через реку Волхов Отверстием 176 сажень. Начат в сентябре 1902 года. Окончен в марте 1905 года. При начальнике строительных работ инженере путей сообщения В.А. Саханском. Производитель работ инженер путей сообщения В.А. Фесенков. Заводом Рудзкий и Ко». В 2005 году, когда через реку Волхов стали функционировать два железнодорожных моста, мост постройки 1905 года был демонтирован.
 
Доска с исторической надписью хранится в Музее истории города Волхова. Первоначально станция имела всего три пути, проходившие мимо приземистого деревянного здания вокзала. Веерное депо, построенное вблизи станции, было оборудовано несколькими станками. Штат его сотрудников составлял 40 человек. Рядом со станцией вырос поселок. Вплотную к домам - а их было не более двух десятков - прилегал лес. Хотя железная дорога и прошла по средней и южной части Новоладожского узла, ее строительство имело большое значение для всей местной экономики. Крестьяне из окрестных деревень получили возможность быстрее и без лишних затруднений доставлять продукты своего хозяйства на рынок в Петербург.
 
Толчок дальнейшему железнодорожному строительству дала Первая Мировая война. В то время правительству России необходимо было установить надежную связь с союзниками через Северный Ледовитый океан. По этой причине в 1914 году и началось строительство Мурманской железной дороги. Она должна была стать важной транспортной коммуникацией, а также способствовать освоению природных богатств русского севера. В 1915 году начал эксплуатироваться участок «Званка – Петрозаводск», протяженностью 280 километров. В 1917 году было закончено строительство всей Мурманской дороги, общей протяженностью 1328 километров.
 
С этого времени станция «Званка» приобрела значение крупного железнодорожного узла, обеспечивавшего связь центра России с Беломорьем. Большую роль сыграл званковский железнодорожный узел во время строительства волховской ГЭС - первой гидроэлектростанции, построенной по плану ГОЭЛРО в нашей стране. Волховстроевский железнодорожный узел стал одним из основных пунктов, через которые в 1941-1943 годах проходила знаменитая Дорога жизни. За сутки волховские труженики стальных магистралей принимали и отправляли до 1000 вагонов с продовольствием на Ленинград. А на обратном пути поезда везли людей.
 
За годы войны через Волховстрой из Ленинграда было эвакуировано около полутора миллионов человек. На вокзале были оборудованы эвакопункт и столовая. Больные, ослабленные люди здесь получали горячий обед, их осматривали врачи, оказывали им медицинскую помощь. Далеко не все могли выдержать тяжелый путь дальше - на Восток. Самых слабых оставляли в волховских больницах и госпиталях. Умерших хоронили недалеко от вокзала. В помощь медперсоналу волховчане направили 400 девушек и женщин, которые в процессе работы осваивали медицинские специальности. При эвакопункте действовала детская комната для детей, лишившихся родителей. Их направляли в детский дом, расположенный в Старой Ладоге. Волхов помогал Ленинграду и продовольствием. В 13 хозяйствах и 11 коллективных огородах, организованных в городе, выращивались сотни тонн овощей для ленинградцев, летом собирали и отправляли в Ленинград грибы и ягоды, выловленную в реке рыбу, хотя и сами волховчане жили в очень тяжелых условиях, получая продовольствие по карточкам.
 
18 января 1943 года произошло знаменательное событие - блокада была прорвана. В тот же день Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железнодорожной ветки по освобожденному участку земли между Шлиссельбургом и станицей «Поляны». Сооружение железнодорожного пути было сопряжено с огромными трудностями, с постоянной опасностью - трасса проходила по пересечённой местности через минные поля, в непосредственной близости от передовой линии фронта. Один километр прокладываемой дороги подчас казался длиной в сотни километров. Трасса непрерывно обстреливалась. Гитлеровцам, просматривавшим с Синявинских высот почти все строительство, удавалось разносить в щепы только что уложенные шпалы, поднимать в воздух рельсы. Там, где не справлялась техника, справлялись люди - волховчане и ленинградцы. Они запрягались в сани из металлического листа, чтобы подвозить грунт и камни, кантовали огромные брёвна, работали среди льдов, по пояс в воде, но дорогу построили вовремя…
 
В ночь с 5 на 6 февраля 1943 года со станции «Волховстрой» в город на Неве отправился первый после прорыва блокады поезд с продовольствием. После многих блокадных месяцев Ленинград вновь был соединён железнодорожным сообщением с другими центрами и районами страны. Теперь блокаду прорывали уже не войска, а эшелоны с продовольствием, боеприпасами, сырьём для ленинградских предприятий. С начала строительства дороги и до июля 1943 года своим огнём противник свыше 1200 раз разбивал железнодорожный путь и подходы к мостам, 18 раз он разбивал сами мосты, более 200 железнодорожников положили здесь свои жизни, но, несмотря на это, больших перерывов в движении поездов не было. Ленинград и фронт получали всё, что посылала страна. .
 
С 22 июня 1941 года по 31 декабря 1943 года во время налетов на город сброшены 6389 бомб. На железнодорожный узел Волховстрой - более 9000... Волхов представляет собой крупный железнодорожный узел, отсюда идут электропоезда до Киришей, Подпорожья и Тихвина. Также идут поезда дальнего следования на Москву, Мурманск, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и Астану. В городе находятся железнодорожные станций «Волховстрой-1», «Волховстрой-2», «Мурманские Ворота» и «Новооктябрьская».
 
 
Город Волхов и Волховский Край.
 — 
Олег Анисимов

Краткая информация о издателе